"Учи - любя, учись - играя." (В.Н. Мещерякова)

ОБЩЕНИЕ

РАННЕЕ ИЗУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

        Решение отдать ребенка на занятия по иностранному языку – очень ответственный шаг в жизни любого родителя. Чтобы его сделать, нужно учесть следующее.
    Существует понятие «готовности» к изучению ИЯ, когда рече-произносительная база родной речи полностью сформирована (у каждого ребенка индивидуально). Согласно психофизиологическим исследованиям (зарубежным и отечественным), благоприятным периодом начала изучения ИЯ принято считать 2-8 лет. Первое знакомство с иноязычной речью в более раннем возрасте происходит исключительно в билингвальной среде (дома говорят на одном языке, вне дома - на другом), не имеющей ничего общего с российской реальностью (за исключением,  пожалуй, языков азиатского региона). В дошкольных образовательных учреждениях  РФ изучение ИЯ считается обязательным  с  5 лет. И это не случайно - этот возраст действительно самый оптимальный для начала изучения иностранного языка. Но дети все разные. Бывает, что  ребенок 3-4 лет делает более значительные успехи в изучении языка, чем  ребенок, уже изучающий язык не первый год. Если первый ребенок приходит на занятие с огромным желанием и интересом, в нем чувствуется некая внутренняя самоорганизованность, т.е. он уже «готов» познать иной язык и культуру (благодаря, как правило, просмотру образовательных программ или мультфильмов типа «Даша – путешественница» или же личной заинтересованности родителей).  То  будущий школьник может не знать ни одного слова и воспринимать занятия языком как уроки физкультуры, где можно попрыгать, поиграть, покричать и т.п.

       Примечательно, что российская реальность сегодня такова, что на рынке образовательных услуг (в области обучения иностранному языку) не спрос определяет предложения, а наоборот - множество детских языковых центров, услуги частных преподавателей диктуют родителям решение о более раннем иноязычном образовании ребенка. Родители часто руководствуются  своим престижем (представляешь, моя дочь учит английский в 3 года!) или простым желанием всестороннего развития своего ребенка. Решать вам, дорогие родители! Главное – интересоваться после каждого занятия, что понравилось, что нового узнал и т.п. и … наблюдать за настроением ребенка. Как только теряется интерес к занятиям (ребенок уклоняется от расспросов или отвечает неохотно или даже раздраженно) – сигнал, для родителей, что с языком лучше повременить и отступиться от своих амбиций.


РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Все методики для детей дошкольного возраста, нацеленные на результат (В.Н. Мещерякова, Helen Doron, Kindermusik и т.д.), всегда подразумевают СОТРУДНИЧЕСТВО с родителями. Оно достигается, как правило, посредством беседы на первом же родительском собрании, где педагог рассказывает о том, как будут проходить занятия и акцентирует внимание на важности их, родительской, "заинтересованности". По опыту работы таких "заинтересованных" родителей от 10 до 20 процентов, но и это дорогого стоит.
Во-вторых, в каждой группе обязательно есть место (типа доски объявлений), где педагог вывешивает разную информацию для родителей, а также списки слов и грамматических структур, стихи, песни, которые учат на занятиях. В специальных папках педагог складывает работы и рабочие листки детей (worksheets), и родители сами их забирают, если хотят, поскольку дети такие «листочки» часто теряют. Некоторые педагоги заводят специально флешки для видео- и аудиоматериалов, чтобы родители имели возможность скопировать этот материал и заниматься по нему с детьми дома. Особо продвинутые computer-friendly учителя создают целые группы «заинтересованных» родителей в социальных сетях, например, как моя коллега http://m.vk.com/club57068878.
В моем случае, создание данного блога и есть то средство, которое поможет мне получить feedback (отдачу) от Вас, дорогие родители, а Вам - быть ВСЕГДА в курсе новостей и пользоваться моими материалами.


ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа в дошкольном образовательном учреждении кардинально отличается от работы в детском клубе или индивидуально. Золотое правило работы в саду - лучше меньше, да лучше. Здесь работает формула 80 к 20 (80 % повторения, 20 % - нового материала). Особенностью детей дошкольного возраста еще является и то, что они часто болеют и пропускают занятия, поэтому чтоб достичь результата, нужно, что бы что-то повторялось ПОСТОЯННО из урока в урок.
Таким образом, каждое занятие включает в себя:
·      Песня-приветствие + лексика разговорного плана (Hello, What is your name, How are you)
·      Песни-танцы в кругу или подвижные игры (слова по теме, глаголы, счет и т.п.)
·      Презентация-повторение-закрепление лексики и грамматических структур (карточки, игрушки, досказки, стихи и т.п.), Watching или Story Time (просмотр видео или чтение книги по теме)
·      Пальчиковые игры и творчество (worksheets, projects, etc.)
·      Песня-прощание, подведение итогов.
Успешным будет считаться то занятие, которое проходит быстро, легко и весело. Другими словами, происходит быстрая смена видов деятельности – примерно по 5 минут на каждую. Объясняется это опять же особенностями данного возраста – быстрая утомляемость и смена настроения, отсюда потеря интереса к уроку и даже языку.
Основная же сложность в работе с детьми состоит в том, что у детей нет мотива к изучению иностранного языка. Особенно это касается малышей, которые только-только научились пользоваться родным языком как средством общения с окружающим миром, у них еще только формируется языковая картина мира. Бывает, что в возрасте 5-6 лет дети уже куда-нибудь едут в отпуск с родителями, получают опыт иноязычного общения. Но, в основном, дети не видят смысла в общении на ЧУЖОМ языке. Поэтому ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста на уроках иностранного языка остается игра. Здесь уместно процитировать В.Н. Мещерякову: Teach and love, play and learn («Учи –любя, учись – играя»). Ребенок «изучает» язык через игру. Вернее будет сказать – мы в детском саду язык НЕ УЧИМ, мы в него ИГРАЕМ.
Работа с детьми младшего дошкольного возраста также имеет свои особенности. Во-первых, это временной бюджет. Продолжительность занятия в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.4.1251-03, СанПиН 2.4.1.2660-10 устанавливается в пределах: 25 минут для детей 5-6 лет; 30 минут для дошкольников 6-7 лет (цитата из методической разработки  http://rudocs.exdat.com/docs/index-437828.html). Для детей 3-4 и 4-5 лет это 15 и 20 минут соответственно. Что можно успеть сделать за это время? Многое, если свести теоретическую часть до минимума (введение 1-2 новых слов за занятие), увеличив двигательную активность за счет песенного и видеоматериала и вынося творческое задание (или ее часть) как закрепление домой. И здесь очень важно участие родителей малышей – именно они ПОМОГАЮТ своим детям усвоить пройденное на уроке. Поэтому именно малыши чаще «радуют» своих родителей рабочими листочками – своего рода бонусами в ПОМОЩЬ родителям, которые активно включаются в работу по усвоению языка ВМЕСТЕ со своими детьми.
Во-вторых, золотое правило «лучше меньше, да лучше» действует наглядно именно в работе с малышами. Вспомните, давно ли Ваш «малыш» сказал Вам первое «мама» («папа» и т.п.), как Вы с умилением ловили каждое слово РОДНОЙ речи и в душе смеялись над его робкими попытками самостоятельно построить фразу, когда она звучала не правильно? 3-2, а может 1 год назад? Представьте, как МЕДЛЕННО формируются механизмы работы ИНОСТРАННОЙ – ЧУЖОЙ речи!  
Поэтому работа с детьми младшего дошкольного возраста в первые 3-6 месяцев складывается из следующих ЭТАПОВ (сравните с формированием родной речи, когда ребенок учится «говорить» с Вами мимикой, жестами, первыми ААА-У!):
1. Вы обращаетесь к ребенку на английском – ребенок отвечает на родном языке (отвечает адекватно ситуации).
2. Вы обращаетесь к ребенку на английском – ребенок отвечает Вам на родном языке с некоторыми английскими словами (отвечает адекватно ситуации).
3. И, наконец, Вы – на английском, ребенок – на английском!!!
(цитата из блога одной мамы – моей коллеги http://blog.englishvoyage.com/anglijskij-dlya-maly-shej-kak-nauchit-rebenka-anglijskomu/).
Другими словами, в первые полгода обучения (и дальше!) речь идет о поддержании интереса ребенка к языку, а не о его явных лингвистических победах. Рассчитывать на то, чтобы ребенок «заговорил» (здесь надо понимать – воспроизвел заученные фразы адекватно ситуации) в первые 2-3 месяца, не приходится: большинство (увы!) детей второго года обучения знают лишь отдельные слова и часто не могут понять, что от них требуется. Правда жизни такова, что лишь 1-2 ребенка на каждые 10 человек имеют лингвистические способности, остальные – «готовы» (и их можно и нужно научить в более старшем возрасте) или «не готовы» (не хотят и не будут!) к иноязычноречевой деятельности на пороге школы. Главное, что ВСЕ дети «готовы» к игровой деятельности, но она, опять же имеет некоторое отличие на занятиях с малышами.   
Поэтому, в-третьих, здесь действует принцип: не английский через игру, а игра через английский. Поясню. Если детей заинтересует игра, задание (особенно, если она знакома по русским играм), они будут участвовать и что-то да усвоят, а если им не интересно, то их заставлять бесполезно. Например, дети часто просят поиграть с Пчелкой (из Киндер-сюрпризов), когда она ищет новый домик (прячется) в закрытых ладошках (по типу, «Колечко, колечко, выкатись на крылечко!» дети учатся реагировать на запрос педагога “Bee, fly to me!”).
Итак, главное отличие работы с детьми РАЗНЫХ возрастов – это соотношение образовательной и занимательной составляющих учебного процесса. С возрастом детей доля первой увеличивается, а второй снижается. Другими словами, занятие в группе малышей больше напоминает развивайку с быстрой сменой заданий. При этом педагог (не аниматор!) не перестает быть педагогом, преследуя свои, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, цели. 


КАК ПРОХОДЯТ НАШИ ЗАНЯТИЯ

Все занятия проходят исключительно в музыкально-игровой форме. Каждое занятие имеет свой сценарий, где в гости приходит какое-нибудь животное (Тема «Мои первые игрушки») со своей проблемой, и дети совместно с Гостем ее решают через игры с новыми словами (2-3 новых слова за урок). В награду за помощь Гость что-то дарит каждому ребенку. Это, как правило, раскраска и наклейка-«оценка» за каждый урок.
В младшей группе это раскраски, где нужно посчитать яблочки-лягушки и т.п., узнать из ряда изучаемую цифру (Тема «Счет»), раскрасить нужное количество фигур (Тема «Цвета»), а отдельная строка с цифрами - для работы дома, в помощь родителям для развития моторно-двигательных навыков письма. На уроке же дети пишут пальчиком по вырезанной из гафрированного цветного картона цифре большого размера (для получения тактильных ощущений) и проговаривают слово по-английски (для создания звукового образа), обыгрывая язычком произносимые звуки (для развития воображения), например, как дует ветер? У-у-ууу! Холодно стало Язычку (из сказки о Веселом Язычке), и он захлопнул двери: У-у-ан! (это цифра «один»).
За 15-20-25-30 минут дети успевают попеть, поиграть, сделать зарядку, посмотреть видео и даже порисовать!


ПООЩРЕНИЕ И... НАКАЗАНИЕ

В методике преподавания любого предмета существует отработанная система поощрения. В старших группах завели «дневничок» в виде «Английского паспорта» с табелем «оценок» из тематически подобранных наклеек. В младшей группе  – это наклейки с рыбками-крабиками-звездочками, так как первоначально предполагалось завести «дневничок» в виде аквариума, куда преподаватель «запускает» рыбок (вклеивает «оценки» типа «Молодец!). К сожалению, все рыбки «уплыли» домой (родители малышей наверно заметили цветную рыбку в виде отпечатка руки своего ребенка), поэтому вклеивать «отметки» приходится на сам подарок (рабочий листок). В дальнейшем, когда сформируется постоянный состав группы, планируются настоящие «паспорта», как в старших группах.
С дисциплиной все гораздо сложнее. Отдельные мальчики (а именно они постоянные нарушители спокойствия) упорно не понимают русского (!) языка, двигают стулья, сидят под столом, хватают игрушки и друг друга. Как правило, у дверей всегда стоит a naughty chair («непослушный стульчик»), но, похоже, нужна уже скамейка. По итогам занятия такие дети  получают в свои паспорта «бандитский» черно-белый смайлик  (это сигнал родителям, будем наверно встречаться лично).
Все «паспорта» с «табелями» оценок хранятся у воспитателя (группа «Пчелка») или на специальной подставке в доступном для родителей месте (группа «Теремок»). Всего таких табелей будет 3 – по сезонам, когда в саду идут занятия (например, осень сигнализирует дерево с опадающими листочками). Сами ребята изучают свои оценки по дороге на занятие и обратно. Подведение итогов всегда проходит оживленно, но оно того стоит.

У «паспортов» есть еще одна замечательная функция.  Прежде чем вклеить наклейки, мы повторяем цвета (What colour is your passport?) и счет (How many passports/stickers are there?). А после просмотра видео (A colour Train Song), иногда играем в паровозик – выстраиваем к моему поезду на картинке вагончики из паспортов и… опять считаем, рассаживаем в них игрушки и т.п. Вариантов много.  


ФИЗМИНУТКИ


В процессе обучения иностранному языку в саду важно учитывать психологические особенности детей этого возраста. В младшем возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Как правило, дошкольники обращают внимание в первую очередь на то, что вызывает их интерес. Поэтому одна из основных задач педагога – сделать этот серьёзный и сложный предмет интересным и любимым.
Этому способствует проведение физминуток на английском языке, которые снимают умственное напряжение, способствуют эмоциональной разгрузке детей и повышают интерес к овладению определенными знаниями в области иноязычно речевой деятельности. Знания же не будут востребованы, если ребенок не будет здоров. Поэтому использование здоровьесберегающих технологий в саду очень важно.
В целях профилактики утомления, нарушения осанки и зрения проводятся физминутки, т.е. разрядка с использованием различного рода движений. В методике обучения ИЯ  такой метод имеет название Total Physical Response.
Физминутки проводятся в сопровождении легко запоминающихся считалок, рифмовок, стихотворений.

One, one, one  (показываем указательный палец)
I can run! (бег на месте)
Two, two, two (показываем 2 пальца)
I can jump too! ( прыгаем на месте)
Three, three, three  (показываем 3 пальца)
Look at me! (ребенок замирает в смешной позе)

Результатом может быть сборник физминуток, которые способствуют облегчению усвоения лексического материала, например, счета, глаголов движения, названий цветов, животных, и, конечно, частей тела.

In my mirror I can see
Two little eyes that look at me
Two little ears, one little nose
One little mouth that I open and close.

Музыкальное оформление физминуток делает их насыщеннее и интереснее.  Самой популярной у детей песней является Head, shoulders, knees and toes (Super Simple Learning), кульминацией которой является убыстряющийся темп музыки, что предает зарядке игровой характер.

Содержание физминутки может расширяться и за счет использования досказок. Как показала практика, сами дети могут проводить их.

Посмотрите - птичка bird.
Нам пример она дает:
Чтобы небо ближе стало
Делай up и
делай down.          
Прибежала кошка cat,
тоже хочет дать совет:
«Чтоб как я вам гибкой
стать, наклоняйтесь 
left and right

Таким образом, использование физминуток на занятиях по ИЯ является неотъемлемой частью образовательного процесса  в саду.


Краткий экскурс в развитие отечественной теории и методики раннего обучения ИЯ

Ещё в конце 50-х годов прошлого века всё острее стала ощущаться потребность в практическом владении ИЯ специалистами всех областей науки, производства, культуры. В 1957 году министерство просвещения РСФСР приняло решение о проведении широкомасштабного эксперимента по обучению дошкольников ИЯ. Цель обучения ИЯ обозначалась как формирование у детей элементарных навыков устной речи. Однако в середине 60-х массовый эксперимент по обучению дошкольников ИЯ был свёрнут. Объективной причиной этого послужил демографический подъём, который привёл к росту числа дошкольных учреждений и школ, потребовал увеличения числа учителей и воспитателей и, соответственно, значительных дополнительных источников финансирования. Массовое обучение дошкольников ИЯ стало слишком дорогостоящей программой. Но уже в те годы была доказана возможность систематического обучения детей ИЯ на специальных занятиях в детском саду вне естественной языковой среды. Были определены организационные формы обучения (размер группы, частота занятий, оптимальный возраст для начала обучения).
В 70-е годы осуществлялось комплексное исследование, в задачи которого входило определение педагогических принципов, содержания, методов, форм и средств обучения и воспитания, а также разработка системы учебных и методических материалов.
80-е годы – это период формирования основных положений теории и методики раннего обучения ИЯ. Ведущим был принцип сознательности  и опоры на родной язык учащихся; пришло понимание того, что речевая деятельность и процесс овладения языком основываются на общепсихологических, не зависящих от возраста закономерностях; формировалась уверенность в том, что организация обучения должна вестись с учётом основных положений теории речевой деятельности.
Можно выделить следующие основные черты, характерные для организации процесса раннего обучения ИЯ в 90-е годы: 1) формирование коммуникативной и социокультурной компетенции ребёнка; 2) использование приёмов и средств обучения, способствующих общему умственному развитию детей (знаков, символов, пиктограмм); 3) интеграция изучения ИЯ с другими знаниями, умениями и навыками, приобретёнными детьми; 4) игровая направленность и сюжетная организация занятий; 5) опора на родной язык учащихся.
В современных условиях мир стал более открытым и взаимозависимым, а политика многих стран в большей степени направлена на расширение гуманитарных связей, частью которых являются контакты между людьми. Именно поэтому более актуальными становятся проблемы детского страноведения. Детям интересно знать, какие песни поют их сверстники, во что любят играть, что едят и пьют, какие сказки любят слушать и т.д. В связи с этим приобщение ребёнка к культуре страны изучаемого языка в современном образовательном учреждении происходит через инсценировки, разучивание аутентичных стихов, песен, сказок на ИЯ.


МУЗЫКА НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Дети дошкольного возраста очень восприимчивы к иностранной речи. Их речевой аппарат отличается гибкостью, и поэтому дети легко подражают звукам и звукосочетаниям неродного языка. Причём, чем больше анализаторов (слуховые, двигательные, зрительные) участвуют в процессе работы, тем легче и продуктивнее усваивается материал. Выполнение физических упражнений под мелодии известных детских песен доставляет дошкольникам не только большое эстетическое наслаждение, но и помогает сделать изучение нового материала занимательным и познавательным.
Для того, чтобы ребенок более эмоционально и образно воспринимал иноязычную речь, я считаю необходимым использовать в работе с дошкольниками видеозаписи песен в исполнении носителей языка. Как и любая детская песня, английская или американская песня имеет простое содержание, с повторяющимися словами и сильным ритмом. Когда слова соединены ритмом и музыкой, они являются более эмоциональными и индивидуально значимыми, легко запоминаются даже самыми маленькими учениками и быстро становятся любимыми наряду с песнями на родном языке. Практика показывает, что даже робкие и застенчивые дети легко вовлекаются в процесс разучивания новых песен и гордятся тем, что становятся частью большого коллектива. Дети активно участвуют в досуговых мероприятиях ДОУ, часто с удовольствием демонстрируют, что выучили, своим друзьям и близким дома. 
На своих занятиях я использую материалы известных детских каналов “Super Simple Learning” (США), “Maple Leaf Learning” (Канада), “Dream English Kids” (США), “Little Baby Bum” (Великобритания) и др. Примечательно, но знакомство с аутентичными видеоматериалами происходит задолго до занятий по английскому языку. Стоит задать в поисковом окне “Mother Goose Club“, и на вас смотрят в забавных костюмах «КУКУТИКИ». Любой учитель английского языка узнает при первых нотах и словах «Папа-пальчик, папа-пальчик, где же ты», «Руку правую вперед, а потом ее назад…», «Колесики на машинке крутятся, крутятся, крутятся…» английские песни “The Finger Family”, “Hockey-Pockey”, “The Wheels on the Bus”. Здесь задача учителя – раскрыть английское содержание песни, уже знакомое детям по музыкальной «оболочке» и русскому тексту.
Песни также можно сочинять самостоятельно с использованием той лексики, которая будет на уроках. Например, названия цветов прекрасно усваиваются в столь популярной в Год Петуха лексической игре «Хвост петуха». Цветные перья мы выкладываем по тексту стихотворения под мелодию знаменитой песни – "Mary had a little lamb". Чтобы охватить все девять основных цветов, пришлось сочинить второй куплет песни (и соответственно сделать еще один хвост петуха):


Red and yellow, blue and green.
Blue and green. Blue and green.
Red and yellow, blue and green.
Black and white and brown.
Orange, purple, pink and grey
Pink and grey. Pink and grey.
Orange, purple, pink and grey
Black and white and brown.

Таким образом, разучивание детских песен наряду со стихами и рифмовками содействует развитию речи в целом, увеличению словарного запаса, улучшению произношения на аутентичном материале, развитию кругозора и повышению детской активности, а главное – приносит детям радость и хорошее настроение, ведь они не УЧАТ язык, они в него ИГРАЮТ и ПОЮТ по-английски. 


ЯЗЫКОВАЯ СРЕДА В ДЕТСКОМ САДУ

Дети дошкольного возраста, изучающие английский язык как иностранный, осваивают его в условиях искусственно созданной языковой среды. Это означает, что они имеют возможность слышать и использовать английский язык только на занятиях, в общении с преподавателем и с другими детьми. Поэтому атмосфера на занятиях должна поощрять использование английского языка и по возможности приближаться к естественной языковой среде.
Понятие «языковой среды» включает как собственно языковое окружение (языковая среда), так и физическое окружение ребёнка на занятиях (предметная среда). Предметная среда привлекает ребёнка, стимулирует его живой интерес к языку. Мир английского языка полон новых, неизведанных дорог. Ребенок познает его руками, глазами и слухом. Можно говорить о том, что такая среда носит интерактивный характер. Очень полезным представляется создание специальной комнаты  или уголка-музея для занятий английским языком. В такой комнате или уголке могут быть карты, наклейки-надписи на предметах мебели, различные детские рисунки, проекты, игрушки-герои английских детских историй и сказок, фотографии с изображением главных достопримечательностей Лондона и Нью-Йорка. Создавая такую среду, мы убеждаемся в том, что идёт не только сообщение новых знаний, но также сравнение родной культуры с иноязычной, что и помогает детям лучше узнать культуру своей страны.
Для того чтобы английский (иностранный) язык действительно стал средством общения, педагог должен стремиться создать одноязычную среду, в которой соблюдается принцип «один человек – один язык» (о важности этого принципа писали многие исследователи, например, Л.С. Выготский, И.А. Зимняя). Соблюдение этого условия выражается в том, что дети пользуются иностранным языком в тех случаях, когда общаются с героями или персонажами, понимающими и разговаривающими по-английски. Игрушка, и, чаще всего, кукла становится активным участником общения на английском языке, а преподаватель общается с детьми при помощи куклы (персонажа), которая позволяет управлять общением, языковой средой. Дети вынуждены сознательно использовать иностранный язык, так как знают, что иначе их не поймут. Применение куклы обеспечивает сильную мотивацию использования иностранного языка, также создаёт особую доброжелательную атмосферу на занятии.
Таким образом, предметно-развивающая среда по английскому языку в детском саду играет немаловажную роль в процессе освоения детьми иностранного языка и развитии их творческого потенциала. Это маленькое окно в англоязычную страну. Поэтому, чем больше сил вложено в его оформление, тем проще детям будет настроиться на изучение английского языка.


ПУТЕШЕСТВУЕМ С АНГЛИЙСКИМ

Хотелось бы надеяться, что наши занятия по английскому языку не оставят равнодушными ваших детей и привьют интерес и любовь к английскому языку. Мы включаем в наши занятия много веселых игр, песен, стихов и историй, которые не только занимательны, но и познавательны. Вместе с опытным педагогом дети бережно и аккуратно вступают в страну необычных звуков, слов и культурных традиций народов, говорящих на английском языке.
Но в начале этого нового большого пути детям никак не обойтись без помощи взрослых - нас, учителей, и вас, уважаемые родители. Или перед вами до сих пор стоит вопрос «учить или не учить», подобно знаменитой шекспировской фразе ”to be or not to be”? Знание английского языка может значительно улучшить вашу жизнь? Как вы думаете? Представьте, зная английский язык, вы сможете получить доступ к интересной информации, говорить и переписываться с интересными людьми из различных уголков мира, получать лучшую работу, удивлять всех своей образованностью.
Сегодня средства массовой информации, такие как интернет, телевидение и пресса, дают неограниченный доступ к информации и получению новых знаний. 80 % этой информации опубликовано на английском языке. Конечно, можно быть образованным и начитанным, зная лишь свой родной язык. 95 % статей в Science Citation Index написаны на английском языке. В наше время английский язык можно назвать языком общения. Около полутора миллиарда людей говорят на английском, еще столько же изучают его.
75 % писем и открыток в мире на английском языке. Почти все международные конференции и соревнования проводятся на английском языке. К примеру, олимпийские игры или Мисс Мира. Английский является основным языком таких организаций, как Организация Объединенных Наций, НАТО.
Посмотрите – английский везде вокруг нас. Если вы знаете английский, перед вами открываются новые возможности в общении. Вы сможете контактировать с людьми со всего мира. Вы всегда сможете попросить о помощи и никогда не потеряетесь. Кто знает, может когда-нибудь, знание английского языка спасет вашу жизнь!
Все родители мечтают видеть своего ребенка гармонично развивающимся и непременно успешным на каждом этапе его жизненного пути. А что значит быть успешным в современном мире? Владеть определенными знаниями, навыками и… говорить с ним на одном языке. А на каком языке говорит сегодня мир?
И вот перед родителями возникает множество вопросов. С какого возраста следует заниматься изучением иностранного языка? Насколько необходимы и продуктивны эти занятия в дошкольном возрасте и не будет ли вреда для овладения родной речью? Да и вообще – так ли важно владеть вторым языком, в частности, английским? Сегодня мы обсуждаем последний вопрос.
Конечно, можно прожить и без иностранного языка. Однако большинство современных родителей, независимо от достатка и социального статуса стремятся дать ребенку как можно больше сегодня, чтобы завтра его взрослая самостоятельная жизнь была более интересной и, что немаловажно, благополучной – как в духовном, так и в финансовом отношении.
Что касается английского языка, то знание его на сегодняшний день просто необходимо. Не надо ждать от ребенка того, что он будет читать Шекспира в оригинале, но суметь спросить дорогу в турпоездке, прочитать меню в ресторане, заметку в газете, сориентироваться в аэропорту и составить элементарный разговор по телефону – это тот необходимый минимум, к которому нужно стремиться.
Представьте глаза вашего ребенка, когда на первом же занятии он слышит знакомые ему слова ”smile”, ”puzzle”, сказанные педагогом на английский манер, и с каким удивлением он узнает, что – это английские слова, которые подобно путешественникам добрались и до нашего Великого русского языка… Не упустите момент, когда ребенка пока что еще легко заинтересовать всем новым и он буквально «впитывает, как губка» новые знания. Вместо бесцельного клацания на gadgets ваш ребенок займется тем, что поможет ему стать сильной успешной личностью в будущем!
Я надеюсь, что у меня получилось вызвать интерес, прежде всего у вас, родителей, к английскому языку и желание его изучать вместе со своим ребенком. Тогда смело в путь!
Мы как педагоги знаем, что многие родители очень хотят помочь своим детям, но часто не знают как. Поэтому хотелось бы дать некоторые советы, которые могли бы помочь сделать изучение английского языка легким и увлекательным!

Советы родителям, чьи дети изучают английский язык
в детском саду

J ПОЧАЩЕ ПРОЯВЛЯЙТЕ ИНТЕРЕС К УСПЕХАМ РЕБЕНКА
J ХВАЛИТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА НЕ ТОЛЬКО ЗА КРУПНЫЕ УСПЕХИ, НО И ЗА МАЛЕНЬКИЕ ПОБЕДЫ
J ПООЩРАЙТЕ ЖЕЛАНИЕ РЕБЕНКА СПЕТЬ ВАМ РАЗУЧЕННУЮ НА ЗАНЯТИИ ПЕСЕНКУ ИЛИ РАССКАЗАТЬ СТИХИ
J НЕ ОТКАЗЫВАЙТЕСЬ ПОИГРАТЬ В ИГРУ, В КОТОРУЮ РЕБЕНОК ИГРАЛ НА ЗАНЯТИИ
J ПОЧАЩЕ ПРОСИТЕ РЕБЕНКА РАССКАЗАТЬ ВАМ \ НАУЧИТЬ ВАС, ЧЕМУ ОН САМ НАУЧИЛСЯ НА УРОКЕ
J СОВЕТУЙТЕСЬ С ПЕДАГОГОМ ВСЯКИЙ РАЗ, КОГДА У ВАС ПОЯВЛЯЮТСЯ ВОПРОСЫ ИЛИ СОМНЕНИЯ
J НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ ПО-АНГЛИЙСКИ, КОГДА ОН ЭТОГО НЕ ХОЧЕТ
J НЕ ЗАСТАВЛЯЙТЕ РЕБЕНКА УЧИТЬ МАТЕРИАЛ, ЕЩЕ НЕ ПРОЙДЕННЫЙ НА ЗАНЯТИЯХ – ЭТО ЛИШИТ ЕГО ЧУВСТВА НОВИЗНЫ, И ЕМУ БУДЕТ СКУЧНО НА ЗАНЯТИИ
J НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ПЕРИОДИЧЕСКИ ПОКУПАТЬ РАСКРАСКИ НА АНГЛИЙСКОМ, ИНТЕРЕСНЫЕ КНИГИ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ, А ТАКЖЕ РАЗЛИЧНЫЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
J ОБЕСПЕЧЬТЕ СВОЕМУ РЕБЕНКУ ДОСТУП К ИНФОРМАЦИИ, КОТОРАЯ ПОМОЖЕТ ЕМУ В БУДУЩЕМ СТАТЬ УСПЕШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ И НАЙТИ СВОЕ МЕСТО В ЭТОМ БЫСТРОМЕНЯЮЩЕМСЯ МИРЕ!
J УДАЧИ!


ЗАЧЕМ УЧИТЬ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В ДЕТСКОМ САДУ?

Не смотря на банальность вопроса, многие родители ошибочно считают, что всё, что даётся детям на занятиях по английскому языку в детском саду несерьёзно, якобы серьёзное изучение языка начнётся в средней школе, когда дети будут читать и переводить большие тексты, пересказывать их, учить топики по темам и т.д. Некоторые родители считают, что занятия английским языком в детском саду – это дополнительные нагрузки для детей. Но познание для ребёнка – это настолько естественное занятие, что он практически не устаёт от него. Важно только соблюсти одно условие: детям должно быть интересно.
И родителей и педагогов также интересует, не пропадут ли потраченные на изучение языка усилия, если ребёнок переедет и пойдёт в школу с другим языком, или если в школе начинают учить иностранный язык не с первого класса. Успеху многих тщательно разработанных программ по обучению иностранным языкам мешает отсутствие преемственности между программами детского сада, начальной и средней школ, но изучение любого иного языка в детстве оказывает развивающее влияние, которое поможет в дальнейшем в учёбе в целом и в изучении иностранного языка в частности.
В результате занятий английским языком развиваются фонематический слух, память, воображение, мышление на английском языке, языковая догадка, любознательность, общительность. Ко всему, на занятиях дети получают дополнительные страноведческие знания о странах изучаемого языка, а значит, они расширяют свой кругозор.
Изучение английского языка в дошкольном возрасте не только стимулирует развитие общих речевых способностей ребёнка, но и закладывает фундамент для успешного общения на иностранном языке в будущем. Если вам, уважаемые родители, позволяют средства, предоставьте ребёнку самому познать мир и организуйте ему практику в естественной языковой среде. Это возможно после нескольких лет изучения английского языка в общеобразовательной школе, где он овладеет грамматическими и лексическими навыками и пополнит  свой словарный запас. Пусть он увидит, что такое другая страна и другой язык. При живом общении с иностранцами происходит обновление лексикона и разговорных фраз, тем самым у детей абсолютно снимается языковой барьер.

С КАКОГО ВОЗРАСТА СЛЕДУЕТ УЧИТЬ РЕБЕНКА?

Многих родителей волнует вопрос о том, в каком возрасте лучше начинать обучение иностранному языку. Некоторые мамы и папы стремятся приобщить своих детей к иностранным языкам почти с рождения. Споры среди сторонников и противников раннего развития ведутся горячо и уже довольно долго. Одни говорят, что начинать заниматься с ребенком надо,  с рождения. Другие советуют подождать, не торопиться, а сторонники традиционной методики вообще считают, что самое верное — это начинать обучать ребенка иностранному языку только с 12 лет. На что сторонники раннего развития отвечают, что в это время начинать учить язык уже поздно, и результатов не будет. И вот перед родителями встает, пожалуй, сложная проблема  выбора. С одной стороны, очень важно достойно подготовить ребенка к взрослой жизни, что, по современным меркам подразумевает владение хотя бы одним иностранным языком. С другой стороны, не хочется «лишать ребенка детства». То есть чрезмерно перегружать малыша занятиями.
Каким же образом решить эту дилемму? Обратимся к специалистам.
«Все дети лингвистические гении» - писал американский врач, один из идеологов раннего развития детей, Глен Доман. Невероятная способность к изучению языков в первые годы жизни является чудом. Масару Ибука, основатель фирмы SONY, вложивший колоссальные средства в Японскую ассоциацию раннего развития, пишет: «Когда в уме сформирован образец родного языка, уже трудно воспринимать образцы чужого. Однако, мозг ребенка способен усвоить систему мышления не только своего родного, но и любого другого языка, причем процесс этот может идти одновременно».
Используя новейшие научные достижения в области изучения мозга детей, нейролингвисты и нейрофизиологи сделали следующие открытия:
1. Детский мозг обрабатывает речевые сигналы в особом отделе, который отвечает за безусловные рефлексы и все наши «автоматические» действия.
Этот отдел является частью так называемый «области глубокой двигательной активности». Когда дети учатся говорить, информация откладывается именно в этом отделе мозга и становится базой для развития мышления.
Таким образом, когда маленького ребенка начинают обучать новому для него языку, этот язык «аккумулируется» в той же области мозга, что и родной. У взрослых людей информация об изучаемом языке откладывается в другом, более обширном, отделе мозга, и вследствие этого, взрослый человек часто сначала составляет предложение на родном языке, а потом постепенно, слово за словом, переводит предложение на иностранный язык, вместо того чтобы автоматически думать на языке, как это сделал бы ребенок. Даже у профессионалов, которые получили серьезную языковую подготовку во время обучения в вузе, их речь автоматизирована, мозг работает по-другому, не так как у ребенка.
2. Строение мозга ребенка отличается от строения мозга взрослого человека. Мозг ребенка имеет более динамичную пластичную структуру, другую организацию нейронных сетей, он более, готов к развитию и потому ребенок способен выучить большое количество языков. Мозг двухлетнего ребенка имеет в два раза больше нейронных связей, чем мозг взрослого человека. Мозг ребенка должен либо постоянно поддерживать эти связи, либо потерять их.
Ученые пришли к выводу, что самое оптимальное время для того, чтобы речевые навыки иностранного языка надолго сохранились в «области глубокой двигательной активности», это период детства до 7 лет, а после 18 лет этой возможности практически не существует.
Если опираться на современные исследования ученых, то к 3-х летнему возрасту развитие клеток головного мозга завершается на 80%. Это именно тот возраст, когда у ребенка формируются все основные речевые навыки и его мозг наиболее склонен к изучению и восприятию любых языков. Позже рецепторы мозга, отвечающие за восприятие и развитие речи, ослабевают и становятся менее гибкими, именно поэтому взрослым намного тяжелее даются новые языки, чем детям.
Нужно также помнить, что возраст, в котором начинается обучение иностранному языку, определяет дальнейшие успехи в изучении не только языка, но и любых других гуманитарных предметов. Происходит это потому, что дошкольные годы – это ответственный период в жизни ребенка, в котором идет интенсивное развитие его личности, познавательных психических процессов, речи.
Если в этот период родители обогащают речевую среду ребенка, то у него расширяются интеллектуальные возможности, стимулируется развитее мозга. И наоборот, бедная речевая среда лишает ребенка возможности интенсивного развития и не дает раскрыть способности, заложенные природой.
Итак, дошкольный возраст является самым благоприятным для начала изучения иностранных языков в силу своих психофизических особенностей. Когда же конкретно – в три, четыре, пять или шесть лет? – спросите вы.
Именно 4 года – оптимальный возраст для изучения второго языка, по версии многих психологов. В такой период у детей просыпается интерес ко всему окружающему, они становятся «почемучками», что не может не отобразиться на легкости усвоения нового интересного материала. Ребенок вполне готов сконцентрировать свое внимание, имеет представление об окружающих предметах, более соблюдает правила поведения. Но здесь присутствуют некоторые ограничения: дошкольник может выучить простые слова, которые хорошо понимает на родном языке. Изучение иностранного языка возможно только при отсутствии логопедических проблем. Без правильно поставленной речи учить второй язык бесполезно. Главное для такого возраста – пробудить интерес ребенка с помощью ярких иллюстрированных книжек, детского видео- и аудио материала. Вызвать положительные эмоции и сделать процесс изучения чрезвычайно увлекательным путешествием в страну знаний. А это уже работа педагога.



НЕ ПОВРЕДИТ ЛИ ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК СТАНОВЛЕНИЮ РОДНОГО ЯЗЫКА?

Существует мнение самих родителей, педагогов-преподавателей иностранного языка, психологов, логопедов. Мамы и папы, конечно же, видят своего ребенка, говорящего на нескольких языках. Они уверены в том, что чем раньше начать этот процесс, тем лучше. Стоит отметить, что если вы живете за границей и знание языка необходимо для общения ребенка с окружающими, это правильное решение. 
Преподаватели иностранного языка дошкольникам считают, что раннее обучение языку необходимо, потому что малыш чувствует мелодику языка и в дальнейшем, изучая его в школе, у него не возникает неприязни к иностранному языку. 
Ну а учителя, обучающие детей языкам, уверены, что результативность этого процесса зависит от того, насколько ребенок успешно владеет родным языком. Ведь система иностранного языка накладывается на систему родного. Другими словами, для иностранного языка нужна прочная база в виде владения родным языком в полном объеме. Это происходит у каждого дошкольника по-разному, и необходимо учитывать индивидуальные особенности речевого развития каждого отдельно взятого ребенка. 
В связи с постановкой произношения у педагогов и родителей часто возникает "проблема логопеда". Часто можно услышать от родителей: мой ребенок ходит к логопеду, куда ему еще английский с его "th" и "r"! Однако, как известно, нет такого физически и психически нормального человека, не способного овладеть родным языком, значит, и иностранный язык доступен каждому. Люди с дефектами речи встречаются в любой стране.
Американские ученые установили, что область головного мозга – мозжечок, имеет крошечные отделы, в которых хранится память обо всех языках, существующих на Земле. Пробуждение определенного блока мозжечка ребенка зависит от того, на каком языке с ним начинают говорить окружающие его люди. Данный отдел посылает сигнал к органам речи. Хорошо, если нет нарушений в строении артикуляционного аппарата. Тогда формируется правильное произношение. Если же у малыша есть поражения органов артикуляционного аппарата (короткая подъязычная уздечка, плохо шевелятся губы, и т.д.), головной мозг получает неадекватный сигнал. Связь нарушается. 
В таком случае ребенок либо замолкает, либо начинает искажать слова. В этом случае не стоит усложнять ребёнку жизнь. И прежде чем отвести дошкольника на занятие иностранным языком, необходимо сперва обратиться за консультацией к логопеду. Специалист протестирует малыша и определит уровень его речевого развития: правильное произношение, словарный запас, грамматический строй соответствующий возрасту. Возможно, такому ребенку, прежде всего, будут необходимы специальные логопедические занятия, а о раннем изучении иностранного языка будет правильнее на время забыть.
Если у ребёнка нет грубых нарушений в формировании языковых структур родного языка (например, русская картавость практически не сказывается на произнесении английского звука [r], если только оно не подменяется русским "р"), преподаватели иностранного языка в большинстве своем считают возраст 4-5 лет оптимальным для начала занятий иностранным языком. 
Однако эффект проявляется не сразу, а спустя некоторое время. Знакомство со вторым языком расширяет кругозор и металингвистические способности ребёнка. Ещё одна очевидная польза раннего обучения заключается в том, что дети, которые изучают второй язык до юношеского возраста, скорее всего, будут иметь практически без акцентное произношение.


ДОБРЫЕ СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ


Итак, ваш ребёнок приступил к изучению иностранному зыку в детском саду и уже начал «мурмякать» по-английски, что становится поводом для гордости родителей и изумления окружающих. Родители в этом вопросе боятся опоздать, а логопеды и психологи в один голос предупреждают о возможных проблемах. Как организовать учебный процесс дома, чтобы малышу было интересно и не вызвало неприятия к новому и не всегда понятному предмету? Об этом наш сегодняшний разговор.



КАК С РЕБЕНКОМ УЧИТЬ СЛОВА?

Для лучшего запоминания слов используйте следующие приемы:
- вместе с ребенком создайте копилку слов, в которую помещайте карточки с пройденными словами – тетрадь или альбом с вклеенными заданиями, коробочка с собственными разрезными картинками или специальные конверты, подписанные по темам, например, «Цвета», «Животные», «Цифры», «Игрушки», «Моя семья» и т.д.;
- берите с собой эти копилки слов на дачу, в машину, дома, когда у вас образуется свободное время, которое бесполезно тратится;

- в комнате ребёнка развесьте карточки или игрушки с изображениями и подписями (для вас, прежде всего);

- заведите с ребёнком «английский домик» - коробку, в которую «подселяйте» игрушки, названия которых ребёнок выучил по-английски. Затем эти игрушки можно подсчитать, описать, использовать в сценках и т.п.
- узнайте у педагога или придумайте собственные игры со словами. Некоторые дети запоминают правила игр и могут рассказать об этом дома сами («Умный попугай», «Что пропало?» и многие другие);
- попросите ребёнка научить словам кого-нибудь из членов семьи;
- произносите каждое слово с определенной интонацией, иллюстрируя его значение, а так же подключите мимику и жесты.
Вот увидите – рано или поздно все, даже самые трудные, слова запомнятся!


КАК НАУЧИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИТЬ СЛОВА?
Прежде всего, нужно обязательно отметить, что постановка правильного произношения – это долгий процесс, который требует большого  количества упражнений на развитие у ребёнка слуха, умения различать звуки своего и родного языка, умения эти звуки правильно произносить. Если вы сами не знаете английского, то лучшим способом помочь ребёнку освоить английское произношение – это слушать вместе с ним и пытаться повторять слова за обучающими дисками с песнями и рифмовками, которые были начитаны носителями языка, т.е.  людьми  из Великобритании, Америки, Австралии.
Если же вы английский знаете, то в принципе нужно с ребёнком делать то же  самое – слушать аудио, пытаться повторять. Так же родители, которые знают язык достаточно хорошо, могут играть с детьми в весёлую игру на произношение. Игра состоит в том, чтобы брать предложения или стишок на русском и заменять в нём один «русский» звук на английский.

Запомните, что маленькие дети всегда подражают взрослым. Очень важно проговаривать все новые слова четко и выразительно приятным голосом для восприятия. Тогда ребенок обязательно начнет запоминать все слова, предложения на английском, ведь в дошкольном возрасте дети наиболее благоприятно воспринимают иноязычную речь.


ВОПРОСЫ К ПЕДАГОГУ


Уважаемые родители! В конце учебного года у вас наверняка остались вопросы к педагогу. Сегодня мы ответим на самые часто задаваемые из них. 

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ХОЧЕТ ЗАНИМАТЬСЯ АНГЛИЙСКИМ?
Прежде всего, нужно доброжелательно поговорить со своим ребёнком и выяснить, чем именно вызвано его нежелание. Основных причин две:
            - Ему трудно заниматься английским;
            - Заниматься английским ребёнку не интересно.
Если ребёнку трудно заниматься языком, обязательно посоветуйтесь со своим педагогом. Именно педагог может подсказать вам, как лучше запомнить слова, выражения, стихи, объяснит какие-то грамматические или фонетические тонкости.
Что касается интереса ребёнка к новому для него предмету в детском саду, здесь существует два момента. С одной стороны, педагог так строит свои занятия, чтобы в учебный процесс были вовлечены все дети, занятия проходят в игровой форме. Однако и родители могут помочь педагогу заинтересовать ребёнка, используя дома обучающие мультфильмы, компьютерные программы, специальные детские сайты об изучении английского языка.
Ведь есть множество маленьких секретов успешной учёбы, которых ребенок пока еще не знает!

ДОЛЖЕН ЛИ РЕБЕНОК ЗНАТЬ ВСЕ СЛОВА И ФРАЗЫ, УСЛЫШАННЫЕ ИМ НА ЗАНЯТИИ?
Вовсе не обязательно. Регулярно на занятиях дети «играют» с теми словами и фразами, которым ребёнок должен научиться к концу года. Предполагается, что о значении остальных слов из песен, стихов ребенок будет догадываться. Если же Ваш ребенок увлечен языком, это даст ему возможность узнать больше.

ПОЧЕМУ НА ЗАНЯТИЯХ НЕ ОБЪЯСНЯЮТ ПРАВИЛА ГРАММАТИКИ? БУДУТ ЛИ ДЕТИ ПРАВИЛЬНО ГОВОРИТЬ?
Когда ребенок начинает говорить на родном языке, он ничего не знает о грамматике. Это говорит о том, что дети усваивают грамматику не через правила, а через образцы языка, которые они постоянно видят и слышат. На наших занятиях дети также усваивают язык не через объяснения грамматики, а с помощью многократного повторения рифмовок, простых песенок, стихов, фраз в играх. А обучение грамматике начнется в средней образовательной школе.

КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ, ЕСЛИ ОН ПРОПУСТИЛ ЗАНЯТИЕ?
Не расстраивайтесь! Занятия строятся так, что бы весь материал повторялся в последующем и ребенок мог легко наверстать пропущенное, ведь здесь работает формула 80 к 20 (80 % повторения, 20 % - нового материала). Помните, золотое правило работы в саду - лучше меньше, да лучше.

МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО МОЙ РЕБЕНОК НЕ УСВАИВАЕТ МАТЕРИАЛ, ЧТО ДЕЛАТЬ?
Не будьте слишком требовательны, это ведь только начало! Если ребёнок с удовольствием ходит на занятия, охотно рассказывает о том, чем занимается на занятиях, всё не так уж плохо! Наша главная цель – развить и поддерживать интерес к языку. Совершенно нормально, если в начале ребенок отвечает на вопросы педагога лишь жестами или отдельными словами. В это время он незаметно  (даже для самого себя!) «впитывает» язык, который слышит. Вспомните, ведь именно так происходило и с родным языком. Сначала ребёнок Вас только слушал, потом начал жестикулировать в ответ и, наконец, стал отвечать Вам отдельными словами и фразами. Поэтому не торопите ребёнка, дайте ему время освоиться с новым языком.

ЕСТЬ ЛИ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ?
Домашнего задания по иностранному языку в детском саду как такого нет. Однако будет не лишним, если дома родители поиграют с детьми в те игры, в которые они играют на занятиях. Но, даже если родители не владеют в достаточной мере изучаемым языком (например, учили другой иностранный язык), они всегда могут помочь ребёнку. Можно вместе нарисовать рисунок, подобрать фотографию, подготовить костюм к празднику или просто дать ребёнку послушать детские песенки на изучаемом языке или даже поучиться у своего ребёнка рычать как английская собачка, жужжать как английская пчёлка и т.п.

Помните о том, что как родители, вы можете сыграть важную роль в обучении ребёнка. А чтобы процесс обучения всегда был увлекательным и естественным, нужно научить его любить учиться с самого детства и это в ваших руках!



АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК ДОМА: С ЧЕГО НАЧИНАТЬ?

Многие родители хотели бы начать обучать детей английскому языку дома самостоятельно, но не знают, как начать. Если ваш английский не идеален – это не причина отказываться от обучения. Если Вы вообще не знаете языка – это повод начать его учить вместе с ребёнком! Главное здесь – ваш энтузиазм и поддержка.
            Не переживайте, если ваш ребенок не сразу повторяет или запоминает слова. Ему нужно время, чтобы понять, запомнить и в дальнейшем применить их. Будьте терпеливы, и ваш ребенок начнет говорить английские слова в свободное время.
Составьте режим занятий. Выберите время для занятий. Лучше всего, если это будут несколько непродолжительных по времени занятий (10-15 мин) в течение дня. Вы можете постепенно увеличивать время занятий, поскольку ребенок становится старше, усидчивей. Пусть занятия будут недолгими, но интересными, веселыми, познавательными. Постарайтесь выполнять определенные действия в одно и тоже время каждый день. Дети чувствуют себя комфортно и уверенно, когда они знают, чего ожидать. Например, вы играете в английскую игру каждый день после детского сада или школы, или читаете английскую сказку вашему ребенку перед сном.
Если у вас дома есть свободное пространство, создайте в нем уголок английского языка, где вы будете хранить все, что связано с изучением английского языка, например книги, игры, DVD или поделки, которые сделали дети. Сделайте домик, паровозик и т.п., куда поселите ваших английских друзей – игрушки, названия которых вы выучите с ребёнком.
Играйте. Дети легко обучаются, когда они весело проводят время. Карточки с иллюстрациями – лучший способ изучать слова. Существует множество игр, в которые вы можете играть, используя карточки, игрушки, любые вещи из вашего дома! Для игр подойдут разминки, хлопки в ладоши, обязательно используйте игры с изучаемыми словами. Например, мы учим слова на тему “животные”, значит выставляйте карточки (либо игрушки) с изучаемыми животными “в зоопарк” – на видное место в комнате или в английском уголке. Если учите фрукты-овощи, тогда приготовьте корзинку или лукошко, куда можно всё складывать.
Также можно играть в английские игры на компьютере, что дети делают с огромным удовольствием!
Используйте повседневные ситуации. Преимущество обучения английского языка дома состоит в том, что Вы можете использовать повседневные ситуации и реальные вещи в доме, чтобы свободно практиковать язык. Например: разговор об одежде, когда ребенок одевается, или когда Вы убираете игрушки. Изучите словарь на тему «Еда». Когда вы пойдете в магазин, дайте ребенку список вещей, которые нужно найти (используйте карточки или слова в зависимости от возраста). Повторите слова, когда будете разбирать покупки дома.
Читайте сказки, обсуждайте. Дети любят яркие цветные книги с привлекательными иллюстрациями. В книжных магазинах можно найти много адаптированных сказок с хорошими картинками. Сказка должна быть максимально простой, слова – знакомыми детям. Советую читать те сказки, которые им уже известны – Репку, Колобок, Три поросенка и т.п. Чтение сказки не должно занимать более 10-ти минут, так как малыши быстро устают. Рассматривайте картинки вместе и называйте их на английском. Затем попросите ребенка показать то, что вы назвали на английском “Where is the cat?”. Попросите ребенка описать предмет с помощью простых прилагательных “a big cat”.
Так же не забывайте о стишках. Стишки даже не обязательно переводить, спросите детей, о чем, по их мнению, говорилось в прочитанном стихе. Они так любят придумывать. Очень хорошо для занятий идут договорки или досказки (русские стишки, где ключевое слово заменено на английское).
Прочитав короткий рассказ на английском, можно подобрать стихотворение на английском, состоящее из простых фраз “Little Mouse, Little Mouse, where is your house? I’m a poor Mouse, I have no house”. Спросите ребенка, какие знакомые слова он услышал, когда вы читали ему рассказ. Слушая английскую речь, ребенок усвоит звуки и ритм английского языка.
Используйте песни. Песни - действительно эффективный способ изучить новые слова и улучшить произношение. Известно, что детям нужно много двигаться. Песни с действиями особенно хороши для очень маленьких детей, поскольку они могут участвовать, даже если они еще не могут спеть песню. Значение слов в песне можно показать движениями. И не важно, что вы сами не умеете петь (а если умеете - это здорово!). Во время чтения можете в виде игры некоторые реплики героев давать в виде песенок, дети будут слушать, им это очень нравится.
Как быть с грамматикой? Детям дошкольного возраста нет никакой острой потребности изучать правила грамматики, вместо этого нужно приучить их слушать и использовать различные грамматические структуры в контексте, например “have got”, когда вы говорите о чьей-то внешности, или, “can” говоря об чьих-то способностях. Слушание грамматики, используемой в контексте с раннего возраста, поможет вашему ребенку использовать его свободно и правильно когда они будут старше.
Еще интересней детям учить английский вместе со старшими братьями или другими членами семьи. Можно придумать ситуацию, требующую диалога между детьми, организовать соревнование или ролевую игру.
Какие слова и фразы нужно изучать сначала? Учтите интересы своего ребенка и индивидуальность, решите какие темы изучить, и позвольте вашему ребенку помочь вам выбрать. Вы можете начинать с некоторых из этих тем:
• числа (1–10; 10–20; 20–100)
• цвета
• прилагательные
(например, большой, маленький, высокий, счастливый, печальный, усталый)
• тело
• одежда
• еда
• животные
(например, домашние животные, дикие животные)
• игрушки, транспорт
Для вашего ребенка также важно привыкнуть к режиму занятий английского языка “English time”. Используйте одни и те же фразы со своим ребенком каждый раз, например, “English time! Let’s sit down. Thank you; Can I have …?; Where is …?; Point to …; What colour is it?; It’s …; I like …; I don’t like …. This is a…”.

Обучая своего ребенка, помните, что главное – это расслабиться, весело провести время и превратить процесс изучения английского языка в приятный опыт для вас и вашего ребенка. Никогда ни на что не обижайтесь, всегда улыбайтесь. Хвалите ребенка за любую мелочь, которую он сделал хорошо. Смотрите ему в глаза, гладьте по головке, дарите маленькие приятные подарочки (конфету, например). Ваша задача – не столько научить детей английскому, сколько сформировать позитивное отношение к нему. Придумывайте что-то новенькое, активизируйте фантазию ребенка и природный интерес ко всему новому и необычному. Со временем интерес обязательно перерастет в качество!



С английской песней по жизни
           
Владение как минимум одним иностранным, как правило, английским, языком – признак образованности современного человека. Начинать его изучение лучше с раннего возраста. Но все мамы и педагоги прекрасно знают, как тяжело малышу выдержать монотонные занятия с бесконечным повторением учебного материала. Что же делать в этом случае? Конечно – слушать и петь песни!
Для того, чтобы ребенок более эмоционально и образно воспринимал иноязычную речь, я считаю необходимым использовать в работе с дошкольниками видеозаписи детских английских и американских песен в исполнении носителей языка. На своих занятиях я использую материалы известных детских каналов “Super Simple Learning” (США), “Maple Leaf Learning” (Канада), “Dream English Kids” (США), “Little Baby Bum” (Великобритания) и многих др.
Примечательно, но знакомство с аутентичными видеоматериалами происходит задолго до занятий по английскому языку в саду. Стоит задать в поисковом окне “Mother Goose Club“, и на вас смотрят в забавных костюмах «КУКУТИКИ». Любой учитель английского языка узнает при первых нотах и словах «Папа-пальчик, папа-пальчик, где же ты», «Руку правую вперед, а потом ее назад…», «Колесики на машинке крутятся, крутятся, крутятся…» английские песни “The Finger Family”, “Hockey-Pockey”, “The Wheels on the Bus”. Здесь задача педагога – раскрыть английское содержание песни, уже знакомое детям по музыкальной «оболочке» и русскому тексту.
Как же построить занятия дома, ведь не все дети ходят в сад? Превратить прослушивание песни в увлекательную музыкальную игру! Так как маленькие дети очень тонко различают интонации, ритм человеческого голоса и игру музыкальных инструментов, а также слушать веселые легкие мотивы, то английские песни станут прекрасным способом обучения. Как и любая детская песня в исполнении носителями языка, английская или американская песня имеет простое содержание, с повторяющимися словами и сильным ритмом. Когда слова соединены ритмом и музыкой, они являются более эмоциональными и индивидуально значимыми, легко запоминаются даже самыми маленькими учениками и быстро становятся любимыми наряду с песнями на родном языке. С их помощью маленькие ученики будут не только слушать и запоминать мелодику и ритм английской речи, но и повторять новые слова и выражения, а также вырабатывать правильное произношение и ударение, что так важно для английской речи.
Смотрите и слушайте песни для малышей на английском языке везде, где можно, потом поиграйте в ролевую игру, полистайте наглядные пособия или детские книжки с похожим содержанием и ваше «занятие» превратится в увлекательное путешествие в мир иностранного языка! Это не только привьет интерес ребенка к новому языку, но и поможет развить его память и творческие способности.
Песни для малышей на английском языке с видео или без него можно использовать также в качестве колыбельной перед сном. Это ускорит усвоение новых слов, расширит словарный запас, выработает привычку воспринимать иностранную речь на слух – залог успешного усвоения иностранного языка в будущем. Детские песни на английском языке бывают разные – одни из них прекрасно адаптированы для изучения ритма и правильного произношения, другие служат хорошим средством для изучения отдельных тем: грамматических структур и лексических словосочетаний, для праздников и развлечений, подвижных, пальчиковых игр и др. 
Сегодня на бесконечных просторах Интернета можно с легкостью найти для занятий детские песни на английском языке с видео или без него. И тогда веселые музыкальные занятия сделают процесс изучения английского языка легким и интересным! А ваш ребенок очень быстро начнет вас удивлять своими успехами и энтузиазмом!
У любого преподавателя английского языка есть подборка очень хороших и простых песенок для малышей (с моей подборкой можно познакомиться и скачать здесь). Перечислю десятку самых популярных песенок у моих воспитанников:
1.      Happy Birthday Song
2.      The Finger Family
3.      The Wheels On The Bus
4.      Head Shoulders Knees And Toes
5.      Old McDonald Had A Farm
6.      Jingle Bells
7.      Hockey-Pockey
8.      Five Little Monkeys Jumping On The Bed
9.      Humpty Dumpty
10.  Rain Rain Go Away

Наполните жизнь ваших малышей красивыми мелодиями английских песен!

Комментариев нет:

Отправить комментарий